вторник, 19 августа 2008 г.

АЖУРНАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ

Втиральник - инструмент для ручной обработки проемов ажурной резьба.
Ажурной резьбой украшают небольшие костяные предметы: шкатулки, коробочки, книжные закладки, декоративные экраны, броши, кулоны и многое другое. Наиболее распространенными в косторезном деле в разное время были три вида орнамента: геометрический, построенный на сочетании циркульных кривых и прямых линий, растительный, представляющий собой стилизованное изображение растений, и рокайльный - особый вид орнамента, возникший в XVIII столетии в результате стилизации формы морской раковины.В технике ажурной, или, как ее еще называют, сквозной, резьбы выполняются и орнаментальные и сюжетные композиции, а сырьем может служить обычная коровья кость - так называемая цевка. Для работы над сквозной резьбой потребуются штихели, надфили, лобзик, клепики и втиральники. Лобзик, надфили и втираль-ники служат для прорезания и отделки ажура, а штихели и клепики - для нанесения на ажурное изделие гравированного рельефа. Лобзик, надфили и штихели продаются в магазинах инструментов, а клепики и втиральники придется сделать самим. Клепик делается из стальной спицы, которую нужно расплющить на конце и придать форму полукруга треугольника, острого клина На первое время достаточно иметь три клепика, а потом дальнейшая работа подскажет и другие формы клепиков. На нерабочую сторону клепика насаживается рукоятка, а рабочая часть затачивается. Втиральник изготовляют из инструментальной стали Стальной стержень нужно отпустить на огне, потом выточить и: него клинок втиральника в виде удлиненного конуса и в завершение на боковые поверхности нанести надфилями поперечные насечки. Готовые втиральники закаляют и насаживают на рукоятки Втиральники могут быть не только круглые в сечении. Различные формы сечений показаны на рисунке.
В косторезных мастерских наряду с ручными инструментами широко применяется бормашина Конечно же, обрабатывать коси механическим инструментом легче и быстрее, чем ручным. Простейшую бормашину, показанную ж нашем рисунке, можно собрать и: электромотора для швейной машины МШ-2 мощностью 40 В" для сети с напряжением 220 В и рукава с наконечником от медицинской бормашины. Электромотор можно купить в магазинах где продаются запчасти для швейных машин, а рукав с наконечником - в магазинах медицинского оборудования. Можно применять и другие электромоторы меньшей мощности со скоростью вращения около 15 тысяч оборотов в минуту. Преимущество мотора от швейной машины заключается в том, что с помощью ножной педали резчик по желанию может изменять скорость вращения. Кроме покупных узлов, для изготовления бормашины потребуются: доска из березы, липы или сосны толщиной 30 мм, шириной 100 мм и длиной, 350 мм, кусок толстой резины той же ширины длины, полоска листового железа толщиной 1,5-2 мм и несколько шурупов. Перед тем как крепить электромотор и рукав на деревянной станине, укоротите металлическую пластину, предназначенную для крепления моторa, и кронштейн медицинского рукава. Второй кронштейн выгните из полоски железа и просверлите отверстие под шуруп. Под станину подклейте кусок резины. ЕСЛИ не найдется резина нужных размеров, можно подклеить кусочки резины только под углы станины. Мотор и рукав надо расположить на станине так, чтобы их шкивы находились друг против друга в одной плоскости, а приводной резиновый шнур, который входит в комплект электромотора, был натянут, но не очень сильно. ро изнашиваются подшипник мотора и рукава. Перед работе трущиеся части электромотора < рукава смазывайте маслом для швейных машин. Особенно часто надо смазывать детали медицинского рукава. В нем есть специальные отверстия-масленки, в которые швейное масло можно закапывать пипеткой. Необходимо смазывать и наконечник — для этого перед смазкой он отсоединяется от рукава. Как же работает бормашина Приводной шнур передает вращение со шкива мотора на шкив рукава, который вращает гибки вал, находящийся в гибкой оболочке. В свою очередь, гибки вал вращает шпиндель наконечника, имеющего специальную зажимную цангу, в которую вставляют фрезы, боры, перки, дискодержатели и оправки с наждачной бумагой. Благодаря гибком валу наконечник, который резчик держит в руке, может свободно перемещаться в самых различных направлениях и располагаться под разными углами к поверхности обрабатываемой заготовки. Но, не смотря на то что рукав очень гибок, лучше во время работы располагать наконечник с бором так, чтобы рукав имел как можно меньший изгиб. В качестве режущих инструментов используются медицинские боры, которые тоже продаются магазинах медицинского оборудования, а также самодельным перки и оправки с абразивной бумагой. В основном медицинские боры имеют форму шара, цилиндра или конуса. Борами выполняют объемную, рельефную, контурную и сквозную резьбу, а также вспомогательные работы например сверление отверстий. Хотя набор боров весьма разно-образен, мастера-косторезы постоянно их совершенствуют приме­нительно к нуждам косторезного дела. Например, из шарикового бора изготовляют специальный инструмент для проработки дета­лей плоскорельефной резьбы, стачивая конец шарикового бора под прямым углом. Из медицин­ских боров изготавливают также узкие чечевицеобразные «колесики», удобные при нанесении на поверхность кости гравировки. При сверлении боры часто заби­ваются костяной пылью, поэтому вместо них для сверления неред­ко применяют самодельные пер­ки. Перку можно выточить из пришедшего в негодность бора. Для изготовления и заточки инструментов для бормашины ис­пользуются шлифовальные диски, которые вместе с дискодержателями можно купить там же, где и боры. Диски бывают эластич­ные, на резиновой связке, и твер­дые — на керамической. Диа­метры дисков — 18, 20 и 22 мм. Для шлифования ажурной резь­бы применяют оправку с наждач­ной бумагой. Ее вытачивают на токарном станке из металличе­ского стержня, а затем вдоль оси делают тонкий пропил. Непосред­ственно перед шлифованием в пропил вставляют полоску мелко­зернистой шлифовальной бумаги. Предположим, вы сделали из дерева шкатулку и намерены /красить ее ажурной вставкой из кости. Прежде всего необходимо выполнить эскиз вставки, учиты­вая форму шкатулки. Работая над эскизом, следите за тем, чтобы все элементы орнамента или сю­жетной композиции соприкаса­лись, образуя непрерывное костя­ное кружево. При изображении людей и животных старайтесь выбрать такой ракурс, чтобы их силуэты были четкими и выразительными. Готовый рисунок переведите на поверхность костяной пластинки с помощью копировальной бумаги, а затем обведите твердым карандашом. После этого наметьте точки, в которые предполагается просверлить отверстия для втиральника или пилки лобзика. Чтобы во время pаботы карандаш не стирался, закрепите его быстросохнущим бесцветным лаком, нанеся его на поверхность кости пульверизатором, мягкой кистью или тампоном. Для сверления отверстий чаще всего применяют шариковый бор. Но сразу сверлить пластину не следует, так как при возможном биении бора инструмент может соскочить с намеченной точки испортить поверхность. Известно что перед сверлением отверстие в металле в нужной точке делают керном небольшую вмятину. Только тогда можно быть уверенным, что сверло не соскочит. Примерно так же поступают при сверлении кости. Легким прикосновениями к поверхности вставки боковой частью шарикового бора сделайте в намеченых точках небольшие углубления. После этого можно смело приступать к сверлению, расположив шариковый бор под прямым углом к поверхности. Большие отверстия нужно сверлить постепенно вначале мелкими борами, а затем более крупным. Часто, желая ускорить сверление, неопытный резчик с силой вдавливает бор в материал. При этом бор защемляется и может даже сломаться рукав. Если у вас бор все-таки защемило сразу же выключите мотор освободите бор из цангового зажима. Застрявший бор осторожно извлеките плоскогубцами вращая его против часовой стрелки. При сильном нажиме на бор может возникнуть и другой дефект — нагар. Кость вокруг бора обугливается, и если заранее не был предусмотрен припуск, который можно сточить вместе нагаром, то работу можно не¬исправимо испортить. Просверлив все отверстия, приступайте к выпиливанию про-емов по контурам. Мелкие про-емы обрабатывают втиральника-ми, а более крупные выпиливают лобзиком на подставке «ласточкин хвост», поочередно вставляя пилку лобзика в просверленные отверстия. Когда крупные Проемы будут выпилены, их rрая подрабатывают втиральниками и надфилями. Довольно часто ажурные вставки дополнительно обрабатывают плоскорельефной резьбой. Рельефную обработку ведут различными фигурными борами. Но как бы аккуратно ни выполнялась резьба бормашиной, она все же требует доработки ручными инструментами — штихелями и клепиками. Чтобы убрать различные царапины и случайные вмятины на поверхности резной вставки, а заодно следы карандаша и остатки лака, ее надо отшлифовать мелкозернистой наждачной бумагой. Полоску наждачной бумаги плотно вставьте в пропил оправки и оберните вокруг нее против вращения. Вначале отшлифуйте, если это позволяет размер оправки, все стенки проемов, а затем поверхность рельефа. У хорошо отшлифованного костяного изделия не должно быть царапин, видимых невооруженным глазом. Когда такая чистота поверхностей вставки будет достигнута, можно приступать к полированию. Полируют костяное изделие на матерчатом или суконном полировальном круге со специальной пастой, которая cостоит из 10 весовых частей зубного порошка, 5 весовых ча- стей скипидара, 3 частей парафина и 3 частей свиного жира. Парафин со свиным жиром расплавьте в клееварке, затем долейте скипидар и тщательно размешайте смесь. В последнюю очередь мелкими порциями засыпьте в клееварку зубной порошок, постоянно помешивая смесь до образования однородной массы. Жидкую массу вылейте в картонные коробочки, например в спичечные. Когда масса остынет и затвердеет, коробочки можно разорвать и извлечь из них бруски полировочной пасты. Пасту наносите на матерчатый круг во время его вращения. Затем, удерживая костяную вставку в руках, прижмите ее к кругу с нанесенной пастой и полируйте до тех пор, пока на поверхности кости не появится интенсивный блеск. В углублениях костяного изделия обычно остается немного пасты. Остатки пасты уберите на чистом вращающемся тряпичном круге. Можно полировать костяное изделие и вручную. Зубной порошок разведите водой до густоты сметаны. Обезжирьте поверхность кости, протерев ее спиртом или одеколоном. Затем смажьте разведенным зубным порошком и энергично растирайте щетинной щеткой, пока не появится блеск. Если блеск получится недостаточно интенсивным» операцию нужно повторить, Хорошо отполированное изделие промойте чистой водой, высушите, а затем вылощите куском читого сукна или войлока. Ажурные отполированные встав-ки, если это предусмотрено эс¬кизом, гравируют штихелями и, подложив снизу цветную бумагу, фольгу или ткань, монтируют на основе.

Последовательность работы на резной вставкой: 1 — нанесение контурного рисунка; 2 — сверле-ние отверстий; 3 — выпиливание проемов; 4 — обработка рельефа Г. ФЕДОТОВ
Рисунки автора

Источник АЖУРНАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ


Комментариев нет: